Из комментариев экспертов следует, что новая госпрограмма обанкротит не один десяток представителей малого и среднего бизнеса (МСБ), осуществляющих деятельность в прибрежных регионах, пишет kp.ru.
Старт распределению инвестиционных квот дали в 2017 году. В рамках первого этапа реализации государственной программы некоторые предприятия получили 20 процентов общего допустимого улова (ОДУ) минтая и сельди. На них были возложены тогда следующие два обязательства: закупить новые рыболовные суда и приступить к строительству перерабатывающих предприятий.
Половину крабовых квот разыграли на аукционе, который провели в 2019 году. Победители обязаны были возвести новые суда-краболовы. Рыбакам это обошлось в «инвестиции» на сумму примерно в 403 миллиарда.
В Минсельхозе России заявили о том, что в следующем году под инвестиционные квоты планируется отдать еще 24 процента ОДУ минтая и сельди. При этом в рамках аукциона разыграют оставшиеся у компаний 100 процентов дальневосточных моллюсков, а также 50 процентов квот на краба. В профильном ведомстве подчеркнули: поступления в бюджет будут те же, то есть около 200 миллиардов рублей. Кроме того, участникам второго этапа предстоит вложить еще 300 миллиардов – на эти средства нужно построить суды, заводы и прочие объекты.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) сообщил, что с принятием документа на Дальнем Востоке из-за отсутствия ресурса уже в следующем году неизбежно остановятся 39 объектов МСБ, которые специализируются на добыче морского ежа, морского гребешка, трепанга и трубача, а также 34 завода, ведущих добычу краба.
Профильная комиссия РСПП указала на следующую ключевую проблему: предприятия элементарно не располагают средствами для того, чтобы составить конкуренцию гигантам отрасли.
Отрицательный отзыв на законопроект РСПП направил Правительству РФ в конце марта. Союз предложил при этом свою схему урегулирования ситуации, сложившейся в отрасли: повысить размеры налогов посредством увеличения ставок сбора за краба. Там уверяют, что бюджет получит ту же сумму в 200 миллиардов, но отраслевые предприятия продолжат вести добычу и сохранят при этом все рабочие места.
Категорически против принятия проекта закона, регламентирующего начало второго этапа внедрения инвестквот, выступила также Общественная организация по защите малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Там выразили мнение о том, что такое решение приведет к закрытию не менее 100 субъектов МСБ. Их потери суммарно превысят 260 миллиардов рублей, подсчитали эксперты.
Впрочем, госпрограмма интересна ряду крупных игроков, которые находятся сейчас в лучшем финансовом положении. В 1990-х годах были проведены залоговые аукционы, по итогам которых в частные руки попали достаточно солидные активы.
Коммерческие банковские предприятия «купили» за государственные средства, и в одних руках оказались тогда целые отрасли. Банковские учреждения сегодня «накачивают» частные компании принадлежащими государству деньгами, и эти структуры становятся монополистами.
Далее – о важной позиции Счетной палаты. Она указывала ранее на наличие серьезных недочетов по аукционам. В ведомстве уточнили: не достигнуты основные цели – обеспечение увеличения объемов финансовых поступлений в местные бюджеты и развитие конкуренции. По словам аудиторов СП, новых игроков на рынке практически не появилось.
В том случае, если итоги аудиторской проверки покажут, что введение инвестквот – не очень правильное решение, но второй этап уже будет в действии, у рыбной отрасли появится статус монополии, а всеми квотами завладеют три-пять компаний. Неслучайно последствия принятия нового законопроекта настолько интересны Генпрокуратуре РФ.
Свежие комментарии