Курбан-байрам — исламский праздник окончания хаджа или паломничества, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам. В этот день осуществляется жертвоприношение. Только по официальным данным в 2019 году во время Курбан-байрама в Татарстане забили более 13,5 тысячи животных. Депутат Госдумы Виталий Милонов заявил Inkazan о неэтичности жертвоприношений на открытых местах.
Он напомнил, что «везде, где происходит ритуальное умерщвление животных, нужно соблюдать определенные нормы». Как минимум — не делать этого на улице на глазах у детей, выбирая закрытые территории. Несколько лет назад произошла ситуация, когда кровь забитых животных стекала с территории мечети на остановку общественного транспорта на пересечении улиц Амирхана и Чистопольской. Ухудшение санитарного состояния в качестве аргумента использовали противники строительства мечети на улице Симонова. Тогда в Духовном управлении мусульман (ДУМ) Татарстана пообещали, что обряды ритуального жертвоприношения на этой территории проводиться не будут. В 2014 году в 30 километрах от Казани открыли комплекс для забоя животных с соблюдением всех санитарных норм, но факты жертвоприношения в городе остаются. Глава Центра правовой зоозащиты Светлана Ильинская заявила Inkazan, что умерщвление животных не должно быть праздником. По ее словам, связывать эти два понятия неэтично, а пропаганда таких жертвоприношений не должна распространяться на широкую аудиторию. «Я как-то раз зашла на сайт центральной газеты, где мне показали рекламу о продаже овец или баранов для жертвоприношений на Курбан-байрам. Да и со стороны это выглядит жутко», — говорит она. Ильинская считает, что способ забоя животных не является садистским, однако часто этим занимаются не специалисты. Умерщвление животных на открытых площадках является некой формой дикости, заявила Ильинская. «Это должно происходить интимно. <…> Когда это видят люди, которые не имеют к этому отношения — это издевательство. Это крайне неприятно», — сказала Ильинская. Милонов заявил, что во время борьбы за уличную эстетику важно не допустить религиозной ненависти. «Ритуал умерщвления животного имеет корни у многих религий. Однако все же делать это нужно с определенными этическими ограничителями», — сказал депутат. Он напомнил, что мы живем в обществе, где животных убивают для еды. «Насколько я знаю, во время этого ритуала не происходит издевательства над животными. Когда мы занимаемся заготовкой мяса, то происходит то же самое. Для жителей сельской местности это является обычной процедурой», — сказал Милонов. Мусульманский общественный деятель Рустам Батров заявил Inkazan, что смысл Курбан-байрама заключается в том, чтобы «манифестировать в мир идеи гуманизма». Он напомнил, что обряд восходит к истории Авраама, Ибрагима, который вместо того, чтобы зарезать человека, зарезал барашка. «В память о том, что жизнь человека бесценна, мы режем животных. И мясо этих животных раздается нуждающимся людям. Это есть выражение человеколюбия», — сказал он. Батров заявил, что выступает за то, чтобы «осовременить» обряд, например, помогая ближним деньгами. Но сегодня мусульмане не готовы к этому. Руководитель шариатского отдела Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Булат Мубараков заявил Inkazan, что тот, кто ест мясо, морально не имеет права говорить, что ритуальный забой животных на Курбан-байрам — негуманная процедура. По его словам, в исламе это самый гуманный способ умерщвления животного. «Например, в „Макдональдсе“ животных сначала оглушают током, что на самом деле не гуманно. Люди, которым кажется, что борются за права животных, сами ходят в „Макдональдс“. Замученное животное, которое целиком попало в мясорубку, они согласны кушать, а гуманно умерщвленное — не согласны», — сказал он. По словам Мубаракова, заклание в исламе происходит безболезненно и быстро, насколько это возможно. «Это идет от пророка Авраама, когда Всевышний запретил языческие ритуалы. Тогда еще раз подтвердили, что запрещено проливать кровь человека. Взамен этого человек проливает кровь животного», — заявил он.
Свежие комментарии