Торговый центр «Мега» годами был одной из ключевых точек притяжения в Казани. Жители Татарстана и соседних регионов приезжали в торговый комплекс так же часто, как в аквапарк «Ривьера». Кто-то — за покупками, кто-то — на других посмотреть и себя показать. Фактически посещение «Меги» являлось неким стилем жизни.
Первым серьезным ударом по посещаемости ТЦ стал коронавирус. В разгар пандемии количество покупателей торговых центров снизилось почти в четыре раза. Представители коммерческих точек жаловались бизнес-омбудсмену республики Фариду Абдулганиеву на падение доходов на 95-97%.
С началом спецоперации о приостановке работы или уходе из страны объявили многие бренды и магазины. По данным компании RSTAT, занимающейся системами подсчета посетителей ТЦ по всей России, в последние годы этот сегмент сильно «трясло». Причем в Приволжском федеральном округе ситуация хуже, чем в целом по стране.
Посещаемость ТЦ с марта 2022 года в среднем ниже на 10%, чем в прошлом году. Inkazan направил запрос в «Мегу», чтобы узнать актуальные данные посещаемости. На момент публикации материала ответ не поступил. Стоит отметить, что ранее руководство ТЦ оперативно предоставляло комментарии.
Универсам вместо «ИКЕА»
Одним из главных брендов, остановивших работу в комплексе, стала шведская компания «ИКЕА» — якорный арендатор ТЦ. «Ведомости» сообщили, что она планирует освободить занимаемые коммерческие площади. Однако заменить в России такой сильный бренд не удастся.
«Мы сами не создали ни „ИКЕА“, ни другие аналогичные товары, но всегда говорим, что и без них обойдемся. За все десятилетия вторая „ИКЕА“ не возникла. Это не просто площадь торговли мебелью, это высочайшая степень стандартов и сопутствующих услуг, начиная от подушек до фрикаделек», считает российский предприниматель Дмитрий Потапенко.
Он говорит, что площади, которые освободит шведский бренд, не сможет занять одна крупная компания. Скорее всего, на нее придут мелкие дельцы. «Будет обычный совковый универсам, где будут отдельно мебельные стенки, отдельно — посуда. Такое уже было, но комплексной услуги больше не будет», — считает Потапенко.
В то же время гендиректор компании «Мария» Ефим Кац считает, что торговые центры в конечном счете будут проданы одному крупному оператору. Однако после ухода «ИКЕА» посещаемость сети «Мега» сильно просядет: шведская компания, считает эксперт, была, по сути, главной причиной поездки в ТЦ.
«Поэтому комплексы, ранее известные как „Мега“, по моему мнению, будут переформатированы и возобновят работу под другими брендами. Новыми арендаторами могут стать как отечественные мебельные салоны, так и сети магазинов товаров для дома», считает Кац.
Реанимация бессмысленна
Чтобы завлекать покупателей, торговый центр не может долго работать без обновления. После 5-10 лет комплексу нужна реконцепция. Она может быть разной: от ребрендинга и изменения позиционирования до смены специализации. Реконцепция казанской «Меги» началась несколько лет назад.
«Если посмотреть их изначальный набор арендаторов, то он спустя 10 лет, за исключением „Ашана“, „Икеи“, изменился на 70%», — рассказывал управляющий партнер компании RRG Денис Колокольников. Он добавлял: если ТЦ устарел, проще переделать его во что-то другое или снести.
План реконструкции «Меги» был разработан еще в 2014 году, сроки начала работ периодически переносились. Обновление фудкорта завершилось только четыре года спустя: появился «Вкусный бульвар». Эксперты опасались, что ТЦ не сможет обеспечить трафик для точек питания, ведь их количество выросло в 3 раза.
Сейчас на «Вкусном бульваре» работает общепит на любой кошелек: KFC, Burger King, Subway — теперь без привычных Coca-Cola, Fanta и Sprite — и рестораны Fish & Steak, «Чайхана № 1» и «Гусь». Главной потерей для торгового центра стал «McDonald’s», ушедший на ребрендинг во «Вкусно — и точка» и не вернувшийся до сих пор.
Гендиректор ресторана «Гусь» Лилия Арифова заявила Inkazan, что с начала весны в «Меге» наблюдается отток посетителей и сдержанное покупательское поведение. По сравнению с прошлым годом, снижение трафика составило 5%. По ее словам, на работе ресторанов это сказалось незначительно.
«Кина не будет»
По словам члена Союза торговых центров Павла Люлина, демарш и закрытие западных брендов особенно резко ощутили на себе крупные торговые центры. В ТЦ «Мега» и «Южный» снижение трафика по сравнению с прошлым годом достигло 20-30%. Эксперт заявил, что особенно тяжелым в этом плане был май.
«Быстро заполнить такое пространство будет достаточно сложно, хотя и не невозможно. Например, там можно разместить мебельный рынок или парк развлечений. Думаю, что мы увидим, как будет развиваться процесс к октябрю»,считает Люлин.
Одной из ключевых ошибок менеджмента торгового центра стал съезд якорного арендатора — магазина ОБИ. Он открылся вместе с самим торговым центром в 2005 году и занимал 13 тысяч квадратных метров. Когда ОБИ решил построить отдельное здание, у «Меги» не было четкой позиции, что появится на пустующих площадях.
В 2022 году стало известно, что на месте съехавшего ОБИ откроются детская площадка и кинотеатр. «Мега» подписала 10-летний контракт с федеральной сетью «Каро». Она планировала зайти в ТЦ в 2023 году, после завершения реконструкции, арендовав 3—5 тысяч «квадратов» для 10—12 кинозалов.
Но учитывая нынешнюю ситуацию с кинобизнесом и разговорами о закрытии части кинотеатров города, эта идея мало реализуема. Режиссер, кинопродюсер Мария Ламар считает, что в ближайшие год-два в целом маловероятен резкий рост количества кинотеатров. Без показа зарубежных блокбастеров некоторые кинозалы уже закрылись.
Абибас и Адидас
На месте реконструируемых площадей висит огромный баннер с лозунгом «Мега — более 130 магазинов для твоего шопинга». Сегодня в торговом центре работают меньше половины их них. А те, что еще не закрылись, нацелены не на массового покупателя.
Двери магазинов H& M, Zara, UNIQLO, а также Bershka, Adidas и Puma — закрыты. Собирают ли трафик работающие «Твоё» и Befree — неизвестно. Сами арендаторы, беседовавшие с Inkazan на условиях анонимности, сообщают о существенном снижении числа посетителей.
Казанцы, скорее, ездят в другие торговые центры с более удобным расположением: «Кольцо» или KazanMall. В отличие от «Меги», изначально ставшей местом для встреч и шопинга состоятельных граждан, они, как правило, привлекали менее обеспеченную аудиторию.
В то же время Потапенко заявил Inkazan, что не нужно путать открытые магазины и наполнение их товарами.
«Наш потребитель не избалован, он и так одевался на рынке. „Абибас“ от „Адидаса“ никто особо не отличал. Еще с СССР лишь единицы одевались в „фирмовый шмот“, остальные носили фабрику „Большевичка“, но и там все шилось на итальянском оборудовании с использованием зарубежной ткани»,говорит он.
Очевидно, что без своих главных «фишек» — вроде «ИКЕА» и большого количества магазинов на одной площади — «Мега» вскоре потеряет своих посетителей. Для жителей того же района есть «Южный», а другим горожанам нет особого смысла ехать через весь город в полупустой комплекс.
Тем более, что большинству приходится делать это на автобусе, ведь метро, часть денег на которое дала «Мега», не построено.
Свежие комментарии