ОПГ под «крышей»
В 2021 году Зеленодольск оказался в центре скандала, связанного с организованными преступными группировками (ОПГ). Поводом стала массовая драка на январских праздниках. В жестокой схватке схлестнулись около четырех десятков человек. Разогнать дерущихся удалось только полицейским. Шести задержанным вменили статью «Хулиганство».
СМИ писали, что драка произошла между двумя местными ОПГ — «Чайники» и «Карла Маркса». После «для разбора полетов» в городе собирались силовики. Главарей банд задержали, ситуацию якобы взяли под контроль. Но подобные ситуации были как при прежнем главе района Александре Тыгине, так и при нынешнем — Михаиле Афанасьеве.
По данным «Бизнес Онлайн», в 2021 году 8,4% из всех преступлений в Зеленодольске совершено подростками. В то же время по республике данный показатель находится на уровне 3,4–3,5%. То есть вовлеченность подростков в криминальный мир в этом городе более чем в два раза выше, чем в среднем по Татарстану.
Число преступлений, совершенных последователями субкультуры АУЕ*, в 2021 году выросло на 20% по сравнению с 2019 годом. На счету несовершеннолетних — 62 кражи, 8 угонов, 10 грабежей, 3 разбоя и одно убийство.
Inkazan направил запрос в региональное МВД для уточнения статистики этого года. На момент публикации материала ответ не поступил. Пресс-служба лишь уточнила, для какой цели нужны эти данные, но, видимо, решила их не предоставлять.
«В прошлом году у нас были трое несовершеннолетних, которые совершили ряд краж. Но это не группировка, это группа по предварительному сговору. Но, да, несовершеннолетние у нас каждый год совершают повторные преступления в Зеленодольске. Это не красит район, но информации об ОПГ у нас нет»,заявила Клара Кадимова, заместитель начальника ФКУ УФСИН России по Татарстану.
По словам зеленодольского депутата Евгения Ефремова, после массовой драки подростковая преступность затаилась: ситуация вызвала большой резонанс. Но сейчас говорить о том, что она побеждена, нельзя.
Источник Inkazan в силовых структурах заявил, что в Зеленодольске процветают мощные и дерзкие группировки, поддерживающие идеологию АУЕ* и совершающие преступления с особой жестокостью. Этот факт, по его словам, в общей статистике зачастую не отражается: при задержании малолетних преступников, они не признают, что имеют связь с субкультурой.
«Все понимают, что фактически „зверята“ исповедуют эту идеологию, но появляется шанс не портить статистику», говорит собеседник издания.
На фоне всех известных преступлений выделялась расправа над зеленодольским таксистом. В сентябре 2020 года он не вернулся домой со смены. Спустя сутки его тело нашли в багажнике автомобиля, спрятанного в лесопосадке. Убийцами оказались трое подростков в возрасте 15–17 лет. Все они учились в Зеленодольске.
Ефремов заявил Inkazan, что уследить за «отморозками», вроде тех, что убили таксиста, сложно. Этот вопрос требует более глубокого подхода. Но что касается ОПГ, то, по мнению Ефремова, полиция о них знала и крышевала.
«В таком маленьком городе как Зеленодольск, невозможно, чтобы полиция не знала об их существовании. Они даже их лидеров знали, точное количество. Это говорит о том, что преступные группировки всем были известны и контролировались далеко не в хорошем плане. Я не удивлюсь, что некоторые их члены выполняли поручения тех же силовиков»,считает депутат.
Аналог 101 километра
Источники Inkazan считают, что причина разгула молодежной преступности в Зеленодольске может крыться в запущенности проблемы. В нулевые, когда МВД активно боролось с ней в Казани, на Зеленодольск не хватило внимания. Сегодня это аукнулось.
К тому же в казанском городе-спутнике живет много судимых лиц, оказывающих влияние на молодежь, в том числе на своих детей или детей сожителей. Такого же мнения придерживается Роберт Гараев — автор книги об организованной преступности в Татарстане «Слово пацана».
«В 90-е в Зеленодольске все было примерно также: много группировок, город был аналогом 101 километра в Москве. Там жили по воровским понятиям, был криминалитет старой школы, свои воры в законе. Почему эта ситуация возродилась в 2020-х, у меня нет ответа»,сказал Гараев.
По его словам, ОПГ никуда не уходили, а продолжали существовать. Просто в связи с ухудшением экономической ситуации в стране, люди ждут возвращения 90-х. При этом эксперт убежден, что ситуации равной «казанскому феномену» не будет. Но стоит ожидать всплеска преступности.
«Скорее всего, 2020-е в истории останутся 20-ми, а не станут новыми 90-ми. Это будет совсем другое»,заявил Гараев Inkazan.
Кто «подбирает» подростков
Гараев считает, что криминальная культура противостоит официальной. Видимо, молодежи что-то не нравится в последней, поэтому они ищут альтернативу в преступном мире. По его мнению, какой бы не была успешной борьба с криминалом, 3-5% молодежи будут с ним связаны.
Генерал-майор ФСБ Александр Михайлов заявил Inkazan, что детей, которым нечем заняться, «подбирают» представители криминального мира. Они понимают, что подростки — это хороший «материал» для решения их задач. Дети не подпадают под уголовное наказание, их легко привлекать к преступлениям. Они ведутся на «слабо».
«Вообще, героизация бандитов 90-х в молодежной среде всегда имеет место», — считает генерал-майор. Бороться с этим предлагала уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец: ввести уголовную ответственность за героизацию преступников для тех, кто распространяет информацию, делающую из них героев.
Глава МВД по Татарстану Артем Хохорин долгое время отнекивался от факта возрождения организованной преступности и разгула АУЕ*. А когда скрывать очевидное стало невозможно, пообещал «сносить головы любой группировке, которая попытается ее приподнять». Но что-то опять пошло не так.
Сейчас на стадии отрицания находятся местные чиновники. Они пытаются сгладить ситуацию, в упор не замечая ОПГ и оправдывая преступления детским хулиганством. С ними борются соответствующими методами — «оказывают психологическую поддержку».
По словам замминистра по делам молодежи Татарстана Аллы Кондратьевой, чиновники выезжали в район для профилактической работы. Она отметила, что чаще всего подростки совершают правонарушения в больших городах, где далеко не каждый ребенок находится в зоне внимания.
«Зеленодольск находится вблизи большого мегаполиса. Растет число тех, кто ездит на работу в Казань. Если это родители, то мы понимаем, к чему это приводит. Родитель весь день находится на работе, приезжает под вечер к ребенку и не уделяет ему должного внимания»,сказала она.
Однако в рейтинге социально-экономического развития муниципалитетов республики за 2021 год, Зеленодольский район занял 24 место. За год он потерял шесть позиций. Казань в этом списке на втором месте. Надо полагать, что в Зеленодольске, расположенном в часе езды от столицы Татарстана, эта разница чувствуется остро.
Попытки возложить ответственность за происходящее на родителей вызывают чувство стыда, в первую очередь за главу района Афанасьева. Если бы он создал условия для комфортной жизни и работы в городе, очевидно, не пришлось бы искать виноватых.
*Движение АУЕ признано в России экстремистским. Его деятельность запрещена на территории страны.
Свежие комментарии