В 2015 году в стране появилась правительственная комиссия по импортозамещению. Она определила отрасли, с которыми нужно работать в первую очередь. В частности IT и машиностроение, где зависимость от закупок из-за рубежа достигала 90%. Впрочем, толчка к развитию собственных технологий — если он и ожидался — это не дало. По данным Высшей школы экономики за 2018 год, 38% инвестировавших в производство промышленников купили иностранное оборудование. В 2019 году тенденция сохранилась. А вот доля тех, кто работает на отечественных станках, снизилась на 10% за 4 года.
У России три пути: рейвы, водка и IT
Раз зарубежные станки пришлись так по душе российским компаниям, в 2021 году приняли стратегическое решение: импортозамещать IT-технологии. Правительство утвердило дорожную карту, согласно которой к 2024 году 60% программ должны быть отечественными. Разработчики смотрели с недоверием. Что объяснимо — достижение результата за короткий срок, учитывая уровень замещения в 10%, задача почти фантастическая. Новая реальность прицельно ударила по этой области оттоком «мозгов» за границу и частичным запретом на поставку в России технологий, в том числе обновления уже существующих продуктов.
В то же время IT стала одной из наиболее перспективных сфер, во многом благодаря масштабной государственной поддержке. Выяснилось, что профильные компании готовы предлагать свои наработки. Правда, не массовому пользователю, а крупным компаниям и государству — к некоторым разработкам приложили руку силовые ведомства, другие были приспособлены под работу с гостайнами. Об этом, например, заявили резиденты Иннополиса в Татарстане. Впрочем, не исключено, что необходимость рано или поздно заставит оптимизировать продукты и для простых граждан.
Для тех, кому не нужны ни особые операционные системы, ни роботы-фрезеровщики, есть не очень популярный «Росграм» и Rutube, пока еще страдающий массой «детских болезней». Но если соцсети мы теоретически заменить можем, то к технике, с которой в них предполагается заходить, есть вопросы. От страны отвернулся ряд поставщиков, например, Acer. Проблема решается: в Омске разработали отечественные ноутбуки — заказчики получат их к концу года. Цена российского ноу-хау как у средненького MacBook — 100-200 тысяч рублей. То есть для рядового потребителя — кусачая. IT-шники, однако, не отчаиваются.
«Кто его знает, может быть, в секторе IT стоило бы, наоборот, санкции подержать 5 лет, чтобы мы смогли наработать уровень неснижаемого остатка, который позволяет компаниям продолжать работать на собственном продуктовом рынке и обеспечить экспорт. Для компаний очень важно иметь критическую массу выручки и компетенций для того, чтобы поддерживать экспорт. Потому что запуск экспорта — это достаточно серьезная инвестиция со стороны компании»,сказал вице-премьер правительства Татарстана Роман Шайхутдинов.
Я не знаю, что мне делать и куда теперь идти
Что до предприятий, которые используют разрабатываемый сферой IT софт, все не так радужно. Да, в Волгограде заявляют об обновлении заводов, но не за счет ли того самого импортного оборудования, закупленного в конце прошлого десятилетия. В Перми обещают создать систему испытания двигателей для самолетов Sukhoi Superjet 100. Он, кстати, во многом состоит из иностранных деталей. Обновленную версию лайнера планируют разработать к 2024 году. Пока Россия перерегистрирует у себя иностранные суда и строит расплывчаты планы о производстве Ту-214 в Татарстане.
Надежду на независимое от западных поставок будущее слабо дает Удмуртия, где планируют импортозаместить 50% деталей для трамваев. Сейчас в Россию привозят 75% комплектующих. Более 50% зарубежных составляющих присутствует в автомобилях, компьютерах, текстильной промышленности. Причем зависимость от США и ЕС наиболее высока в области машин и оборудования. Чуть менее зависима от поставок бумажная и химическая продукция. Однако это не спасло россиян от вынужденного перехода на использование желтоватой бумаги — реагентов на ее отбеливание просто не хватает.
Не исключено, что время, когда китайский автомобиль станет пределом мечтаний — как некогда новенький «Москвич» — не за горами. Естественно, на второй план отойдут проблемы экологии, так волнующие ныне недружественные страны. В России могут временно разрешить производство автомобилей всех экоклассов, включая «Евро-0». Что, кстати, весьма поможет «Камазу», вернувшемуся к выпуску старых семейств грузовиков. Ключевой причиной такого решения стала невозможность поставлять в страну электронных блоков управления. Как и широкого спектра прочей электроники, без которой что-то не поедет, а что-то не полетит.
«Мы потеряли такой базис, что мама не горюй. Прежде всего это станкостроение и те же самые подшипники, без которых мы ничего не сделаем. Своими руками это дело уничтожили. Лет пять напряженнейшего труда нам предстоит. К сожалению, мы потеряли самое главное — систему управления и управленцев, которых у нас нет. У нас есть эффективные менеджеры. <…> Мы должны вводить элементы госплана. Но не того, который вы сейчас видите, а элементы планирования, которыми занимаются японцы, американцы»,сказал исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Бурятии Сергей Соляник.
Пока широкого применения прогрессивных элементов госплана как у японцев и американцев не наблюдается, Россия оборачивается к дружественному Востоку. В первую очередь — к Китаю и Турции, публично не поддержавшим санкции Запада. У отечественной промышленности есть запас прочности — по оценкам экспертов, до середины осени. Основная задача, раз уж с полноценным импортозамещением не задалось, наладить массовый импорт всего с другой части света. И на основании этого строить новые планы по развитию полностью отечественных продуктов.
Свежие комментарии