«Мечта» ликвидирована
Дачное некоммерческое товарищество (ДНТ) «Мечта» находится рядом с Малой Шильной. Буквально через улицу от деревни стоят новые дома дачников. «Мечта» появилась также, как многие поселения в этом районе. Собственник, семья Чикуровых, купила большой кусок земли, размежевала его и продала частным лицам.
Но все подъезды к участкам, остались в его владении. Не поменялась даже категория земель. Так получились «дороги сельхозназначения». После хозяин попросил владельцев участков скинуться на частную дорогу, чтобы те могли ей пользоваться. Отказавшимся платить путь преградил шлагбаум.
Как жители должны добираться к своим домам — никого особенно не волнует. Сейчас те, у кого нет доступа к шлагбауму, вынуждены заезжать через поля или через другие земельные участки. В министерстве транспорта республики Inkazan сообщили, что вопрос дорог внутри «Мечты» находится в ведении ДНТ.
Но очевидно, что самостоятельно решить его жильцам не удастся. Сейчас в «Мечте» 40 домов, хотя территория рассчитана на 110 участков. Посельчане обращались в местную администрацию с просьбой включить их в границы деревни Малая Шильна. Но получали отказы. Каждый раз — с указанием разных причин.
На одно из обращений жителям «Мечты» ответили, что «„Мечта“ ликвидирована». А значит, с точки зрения законодательства, они не могут сами скинуться на дорогу. Собственникам рекомендовали создать садовое некоммерческое товарищество (СНТ). Пока они числятся в документах как «территория бывшего ДНТ „Мечта“».
«Мы хотели бы воспользоваться программой самообложения, но она действует для СНТ, а так как дороги частные, мы ими воспользоваться не можем. Сейчас земля под дорогой принадлежит частному лицу, мы как по огороду соседа ходим»,рассказала Inkazan местная жительница.
По словам жителей, даже если им не удастся попасть под программу самообложения, они готовы проложить дорогу самостоятельно. Но она должна быть общей. Владельцы домов в «Мечте» обращались во все инстанции, в прокуратуре Тукаевского района им ответили, что «нарушений при оформлении земельного участка ДНТ „Мечта“ не обнаружено, в связи с чем меры прокурорского реагирования не применялись».
В аппарате омбудсмена по правам человека Сарии Сабурской людям сообщили, что земля не может быть признана общей. Там пояснили — это оспаривает право владения земельным участком другого физического лица. Такие вопросы нужно решать в суде. Обращаться в этот орган жители не хотят, так как уже знакомы с ситуацией другого поселения — «Усадьба», где подобные суды тянутся годами.
«Мы до Путина доходили»
История «Усадьбы» началась похоже: семья Хайруллиных выкупила сельхозземли у колхозников и начала из распродавать частным лицам. Местный житель Сергей Милицкий купил свой участок в 2008 году.
«Цена была более-менее приемлема, мы брали 10 соток земли в поле за 200 тысяч. Вскоре земли перевели в категорию «под садовое и дачное использование», и владелица объявила, что теперь там находится ДНП УК «Усадьба»,рассказал он.
Дачное товарищество «хозяйка» Альфия Хайруллина зарегистрировала в Набережных Челнах, а не в Тукаевском районе. Поэтому, по мнению жителей, его по сути не существует. Изначально в «Усадьбе» жили около 180 человек, сейчас поселок разросся до 1,5 тысяч жителей, но все дороги остались в частных руках.
«По градостроительному кодексу при межевании большого участка на мелкие должны оставаться места общего пользования. Но в нашей ситуации этот закон не соблюдался, почему-то администрация Тукаевского района и надзорные органы закрыли на это глаза. Земли под дороги остались землями сельхозназначения»,сказал Милицкий.
Inkazan направил запрос в районную администрацию с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент публикации ответа не поступило. Тукаевский район годами был эпицентром земельных скандалов. В 2017 году незаконный раздел территорий стоил должности главе района Василю Хазееву. Тогда его сменил Фаил Камаев.
«Хотели спокойной жизни, а теперь практически ежемесячно бегаем по судам, не можем урегулировать этот вопрос. Мало того, что дорог нет — это частные земли, так они вынуждают нас через суды оплачивать строительство этих дорог. То есть вкладывать деньги в их частную собственность»,заявил Милицкий Inkazan.
По его словам, только на ремонт и строительство проезжей части собрано около 25 млн рублей. Но скидываться на дороги жители не хотят, так как успели обжечься на электрических сетях. Они строились за счет собственников, которые отдали на это по 25 тысяч рублей.
Когда вопрос дошел до подключения, «хозяева» заявили, что жители должны заплатить за него 80 тысяч рублей. По государственным расценкам эта услуга стоит 550 рублей. Люди обращались в прокуратуру. Было заведено уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупных размерах» на сумму в 60 млн рублей.
В 2018 году управление Федеральной антимонопольной службы по Татарстану возбудило дело в отношении ДНП «УК „Усадьба“». Ведомство заподозрило дачное некоммерческое партнерство в нарушении закона о защите конкуренции — в нарушении порядка ценообразования.
Хайруллину осудили на четыре года лишения свободы условно с испытательным сроком на три года. Ее признали виновной в мошенничестве с землями на 14 млн рублей. Проблемы жильцов это не решило.
«Мы до Путина доходили», — заверил Милицкий. И добавил, что из Москвы обращения людей отправляют в Казань, оттуда — в Тукаевский район, и так по кругу. Теперь люди не знают, куда обращаться.
Чьей должна быть дорога
Доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве России Оксана Васильева заявила, что дорога в товариществе не может принадлежать исключительно одному частному лицу.
Она может находиться в собственности самого товарищества. Тогда объект будет считаться общим имуществом, содержание будет происходить за счет взносов членов общества.Но в любом случае запрещать свободное движение по ней будет нельзя.
Или же дорога может принадлежать местным органам власти. Они и будут отвечать за ее ремонт. По словам эксперта, путь до участков не может принадлежать одному физическому лицу. И оно не может собирать плату с людей за проезд.
«Такое возможно при сервитуте — предоставление доступа к соседнему участку через свой. Он устанавливается либо соглашением, либо по решению суда. При сервитуте плата взимается именно за предоставление прохода через земельный участок, а не через дорогу»,объяснила Васильева.
Очевидно, что без вмешательства главы района Камаева, ситуация с «Мечтой» не решится. Поселение превратится в очередную «Усадьбу», жильцы которой будут годами ходить по судам, ища справедливости.
Свежие комментарии